Что такое медитация?

/ 29 июля, 2020/ Начиная с основ, Практика осознанности

Здесь представлены некоторые определения различных авторов:

На тибетском слово «медитация» звучит как «гом», и слово это означает «приучать» или «знакомить». Смысл медитации – в том, что с её помощью мы приучаем себя к позитивному образу мышления или полезным настроям – или знакомимся с ними.
Думаю, очень важно ясно понимать, что является медитацией, а что нет, потому что это слово, которым часто бросаются – даже в прессе и в самых различных сферах жизни; и используется оно в самых разных смыслах, которые не имеют реального отношения к тому, что медитацией считают буддисты.
Например, иногда люди думают: «Ну, когда я рисую, то активно сосредотачиваюсь, так что это медитация».
На самом деле нет! Один тот факт, что мы сосредоточены, не означает, что мы медитируем, потому что при наличии сосредоточения – даже если мы рисуем, или моем посуду, или работаем за компьютером – внимание может быть мощным, но мы всё равно активно меняем объекты – наш ум движется, когда мы думаем о чём-то или работаем с чем-то. Кроме того, мы на самом деле не приучаем себя к какому-либо позитивному настрою или умственному состоянию; так что это, на самом деле, не то, что мы называем медитацией.
Иногда люди посещают разные группы, и их там учат визуализировать что-то: например, визуализировать, что они проводят отпуск в неком прекрасном месте, с самым привлекательным мужчиной в мире… только что подъехали на своём «Мерседесе» и ощущают совершенную уверенность по поводу самих себя и своих действий. Люди утверждают: «Если так медитировать, то разовьёшь уверенность!». Что ж! С буддийской точки зрения это не медитация – это называется «мечтания» и «усиление привязанности».
Некоторые люди также думают, что простое уделение внимания всему, что делаешь по ходу дня – это медитация. Я бы назвала это не медитацией, а уделением внимания.
Итак, нам нужно действительно знать, что такое медитация, и быть уверенными, что именно ей мы и занимаемся. В буддизме описываются два основных вида медитации. Один называется стабилизирующей медитацией, а второй – медитацией аналитической (или проверяющей, или исследующей).
Стабилизирующая медитация помогает нашему уму достичь большего сосредоточения, а нашему вниманию – стать устойчивее, прочнее. Занимаясь стабилизирующей медитацией, мы обычно сосредотачиваемся на одном конкретном объекте – скажем, на дыхании, визуализируемом образе Будды или чём-то подобном – и пытаемся развить сосредоточение, чтобы оставаться на этом объекте, не позволяя уму впадать в рассеянность и повсюду блуждать.
Второй вид – аналитическая, проверяющая или исследующая медитация. Её функция – помочь нам развить понимание или прозрение; с её помощью мы можем проверить смысл некоторых учений Будды.
Проверяя этот смысл, иногда мы вначале размышляем над ним – так что размышления на начальном этапе также могут быть формой медитации: мы учимся размышлять в позитивном ключе. В конечном итоге, продвигаясь к по-настоящему глубоким прозрениям, нам нужно будет выйти за пределы концепций – но сперва нужно развить правильное понимание учений Будды, так что приходится размышлять над разными вопросами.
По поводу медитации существует и ещё одно заблуждение. Люди думают: «Если просто устранить из ума все мысли, это успешная медитация». Опять же, простое избавление от мыслей может придать уму некую устойчивость, но в долгосрочной перспективе особой пользы нам не принесёт, потому что отсутствие мыслей само по себе вовсе не обязательно является чем-то добродетельным. Коровы, к примеру, не особо много думают; у нас, конечно, есть выражение «священная корова», но вряд ли оно потому возникло.
Простое отсутствие мыслей не означает, что мы обладаем духовной реализацией. Поначалу нам нужно научиться направлять свои мысли в позитивное русло.
Разумеется, в конечном итоге нужно будет выйти за пределы концептуализации, но на это потребуется некое время.
Взято: «Дыхание и доброта». Бхикшуни Тубтен Чодрон