В жизни есть нечто большее, чем быть счастливым

/ 12 августа, 2021/ Важна не цель, а смысл, Психология

«Смысл приходит из погони за более сложными вещами, чем счастье»
By Emily Esfahani Smith

«Именно погоня за счастьем мешает счастью.»
В сентябре 1942 года Виктор Франкл, известный еврейский психиатр и невролог из Вены, был арестован и вместе с женой и родителями отправлен в нацистский концентрационный лагерь. Три года спустя, когда лагерь был освобожден, большая часть его семьи, включая беременную жену, погибла, но он, заключенный номер 119104, остался жив. В своей бестселлерной книге 1946 года « Человек в поисках смысла» Франкл пришел к выводу , что разница между теми, кто выжил, и теми, кто умер, сводится к одному: смыслу, пониманию, к которому он пришел в раннем возрасте. Когда он был старшеклассником, один из его учителей естественных наук заявил классу: «Жизнь-это не что иное, как процесс горения, процесс окисления.» Франкл вскочил со стула и ответил: «Сэр, если это так, то в чем может быть смысл жизни?»
Как он видел в лагерях, те, кто находил смысл даже в самых ужасных обстоятельствах, были гораздо более устойчивы к страданиям, чем те, кто этого не делал. «У человека можно отнять все, кроме одной вещи, — писал Франкл в книге » Человек в поисках смысла», — последней из человеческих свобод — выбирать свою позицию в любых обстоятельствах, выбирать свой собственный путь.»
Франкл работал психотерапевтом в лагерях, и в своей книге он приводит пример двух заключенных-самоубийц, с которыми он столкнулся там. Как и многие другие в лагерях, эти два человека были безнадежны и думали, что от жизни больше нечего ждать, не для чего жить. «В обоих случаях, — пишет Франкл, — речь шла о том, чтобы заставить их осознать, что жизнь все еще чего-то от них ждет; что-то в будущем от них ожидается». Для другого, ученого, это была серия книг, которые ему нужно было закончить. Франкл пишет:
«Эта уникальность и неповторимость, отличающая каждого человека и придающая смысл его существованию, имеет такое же отношение к творчеству, как и к человеческой любви. Когда осознается невозможность замены человека, это позволяет во всей полноте проявиться той ответственности, которую человек несет за свое существование и его продолжение. Человек, который осознает ответственность, которую он несет перед человеком, который с любовью ждет его, или перед незаконченной работой, никогда не сможет бросить свою жизнь. Он знает «почему» для своего существования и сможет вынести почти любое «как».»
В 1991 году Библиотека Конгресса и Клуб «Книга месяца» включили книгу «Человек в поисках смысла» в список 10 самых влиятельных книг в Соединенных Штатах. Она разошлась миллионными тиражами по всему миру. Теперь, более двадцати лет спустя, этос книги — ее акцент на смысле, ценности страдания и ответственности перед чем-то большим, чем самость, — кажется, расходится с нашей культурой, которая больше заинтересована в стремлении к индивидуальному счастью, чем в поиске смысла. «Для европейца, — писал Франкл, — характерной чертой американской культуры является то, что ему снова и снова приказывают и приказывают «быть счастливым». Но счастье нельзя искать, оно должно наступить. У человека должна быть причина «быть счастливым».»
По данным Гэллапа, уровень счастья американцев находится на четырехлетнем максимуме — как, кажется, и количество бестселлеров со словом «счастье» в названиях. В этой статье Гэллап также сообщает, что почти 60 процентов всех американцев сегодня чувствуют себя счастливыми, без большого стресса или беспокойства. С другой стороны, по данным Центра по контролю заболеваний примерно 4 из 10 американцев не обнаружили удовлетворяющей их жизненной цели. Сорок процентов либо не считают, что их жизнь имеет четкую цель, либо нейтрально относятся к тому, есть ли у них цель. Почти четверть американцев чувствуют себя нейтральными или не имеют четкого представления о том, что делает их жизнь осмысленной. Исследования показали, что наличие цели и смысла в жизни повышает общее благополучие и удовлетворенность жизнью, улучшает психическое и физическое здоровье, повышает устойчивость, повышает самооценку и снижает вероятность депрессии. Вдобавок ко всему, целеустремленная погоня за счастьем, по иронии судьбы, оставляет людей менее счастливыми, согласно недавним исследованиям. «Именно стремление к счастью, — знал Франкл, — мешает счастью.»

***

Вот почему некоторые исследователи предостерегают от погони за простым счастьем. В новом исследовании, которое будет опубликовано в этом году в готовящемся номере «Журнала позитивной психологии» ученые-психологи спросили почти 400 американцев в возрасте от 18 до 78 лет, считают ли они свою жизнь осмысленной и/или счастливой. Изучая свое отношение к значению, счастью и многим другим переменным, таким как уровень стресса, структура расходов и рождение детей, исследователи обнаружили, что осмысленная жизнь и счастливая жизнь пересекаются в определенных отношениях, но в конечном счете очень различны. Психологи обнаружили, что счастливая жизнь ассоциируется с тем, чтобы быть «берущим», в то время как осмысленная жизнь соответствует тому, чтобы быть «дающим».»
«Счастье без смысла характеризует относительно поверхностную, эгоцентричную или даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а трудные или обременительные запутанности избегаются»,-пишут авторы.
Чем отличаются счастливая жизнь и осмысленная жизнь? Счастье, как они обнаружили, заключается в хорошем самочувствии. В частности, исследователи обнаружили, что люди, которые счастливы, склонны думать, что жизнь легка, у них хорошее физическое здоровье, и они могут покупать вещи, которые им нужны и которые они хотят. Хотя отсутствие достаточного количества денег уменьшает то, насколько счастливой и значимой вы считаете свою жизнь, это оказывает гораздо большее влияние на счастье. Счастливая жизнь также определяется отсутствием стресса или беспокойства.
Почти четверть американцев не имеют четкого представления о том, что делает их жизнь осмысленной.
Наиболее важно с социальной точки зрения, что стремление к счастью связано с эгоистичным поведением — быть, как уже упоминалось, «берущим», а не «дающим».» Психологи дают этому эволюционное объяснение: счастье-это уменьшение влечения. Если у вас есть потребность или желание — например, голод, — вы удовлетворяете его, и это делает вас счастливыми. Другими словами, люди становятся счастливыми, когда получают то, что хотят. Значит, не только люди могут чувствовать себя счастливыми. У животных тоже есть потребности и побуждения, и когда эти побуждения удовлетворены, животные также чувствуют себя счастливыми, отмечают исследователи.
«Счастливые люди получают много радости от получения благ от других, в то время как люди, ведущие осмысленную жизнь, получают много радости от того, что дают другим«, — объяснила Кэтлин Вохс, один из авторов исследования, в недавней презентации в Пенсильванском университете. Другими словами, смысл выходит за пределы «я», в то время как счастье заключается в том, чтобы дать » я » то, что оно хочет. Люди, которые имеют высокий смысл в своей жизни, более склонны помогать нуждающимся. «Во всяком случае, чистое счастье связано с тем, чтобы не помогать другим нуждающимся», — пишут исследователи, в число которых входят Дженнифер Аакер из Стэнфордского университета и Эмили Гарбински.
«Во всяком случае, чистое счастье связано с тем, чтобы не помогать другим нуждающимся», — пишут исследователи, среди которых Дженнифер Аакер из Стэнфордского университета и Эмили Гарбински.
Участники исследования сообщили, что извлекают смысл из того, что отдают часть себя другим и приносят жертву ради общей группы. По словам Мартина Э.П.Селигмана, одного из ведущих ученых-психологов, живущих сегодня, в осмысленной жизни «вы используете свои самые сильные стороны и таланты, чтобы принадлежать и служить чему-то, что вы считаете большим, чем «я».» Например, обретение большего смысла в своей жизни было связано с такими действиями, как покупка подарков для других, забота о детях и споры. Участники исследования сообщили, что получают смысл от того, что отдают часть себя другим и приносят жертву от имени всей группы. По словам Мартина Селигмана, одного из ведущих ученых-психологов, живущих сегодня, в осмысленной жизни «вы используете свои самые сильные стороны и таланты, чтобы принадлежать и служить чему-то, что, по вашему мнению, больше, чем ваше «я».» Например, иметь больше смысла в своей жизни было связано с такими действиями, как покупка подарков для других, забота о детях и споры. Люди, чья жизнь имеет высокий уровень смысла, часто активно ищут смысл, даже когда они знают, что он придет за счет счастья. Поскольку они вложили себя в нечто большее, чем они сами, они также больше беспокоятся и имеют более высокий уровень стресса и тревоги в своей жизни, чем счастливые люди. Наличие детей, например, ассоциируется с осмысленной жизнью и требует самопожертвования, но, как известно, оно ассоциируется с низким уровнем счастья среди родителей, в том числе и в данном исследовании. На самом деле, по словам гарвардского психолога Дэниела Гилберта, исследования показывают, что
— Отчасти то, что мы делаем как люди, заключается в том, чтобы заботиться о других и помогать другим. Это делает жизнь осмысленной, но не обязательно делает нас счастливыми», — сказал мне Баумайстер в интервью.
Смысл заключается не только в том, чтобы выйти за пределы себя, но и в том, чтобы выйти за пределы настоящего момента — что, по мнению исследователей, является, возможно, самым важным открытием исследования. Хотя счастье — это эмоция, испытываемая здесь и сейчас, оно в конечном счете исчезает, как и все эмоции; положительный аффект и чувство удовольствия мимолетны. Количество времени, в течение которого люди сообщают, что чувствуют себя хорошо или плохо, коррелирует со счастьем, но совсем не со смыслом.
С другой стороны, смысл — это долговечность. Она соединяет прошлое, настоящее и будущее. «Мышление за пределами настоящего момента, в прошлое или будущее, было признаком относительно значимой, но несчастливой жизни», — пишут исследователи. — Счастье обычно не обретается в созерцании прошлого или будущего.» То есть люди, которые больше думали о настоящем, были счастливее, но люди, которые проводили больше времени, думая о будущем или о прошлых трудностях и страданиях, чувствовали больше смысла в своей жизни, хотя и были менее счастливы.
Исследование показало, что негативные события, происходящие с вами, уменьшают ваше счастье, но увеличивают количество смысла, который вы имеете в жизни. Другое исследование, проведенное в 2011 году, подтвердило это, обнаружив, что люди, имеющие смысл в своей жизни в виде четко определенной цели, оценивают свою удовлетворенность жизнью выше, даже когда они плохо себя чувствуют, чем те, у кого нет четко определенной цели. «Если в жизни вообще есть смысл, — писал Франкл, — то должен быть смысл и в страдании.»

***

Это возвращает нас к жизни Франкла и, в частности, к решающему опыту, который он пережил перед отправкой в концентрационные лагеря. Это был случай, который подчеркивает разницу между стремлением к смыслу и стремлением к счастью в жизни.
В раннем взрослом возрасте, до того, как он и его семья были увезены в лагеря, Франкл зарекомендовал себя как один из ведущих психиатров в Вене и мире. В 16-летнем возрасте, например, он вступил в переписку с Зигмундом Фрейдом и однажды послал Фрейду написанную им двухстраничную статью. Фрейд, впечатленный талантом Франкла, отправил статью в Международный журнал психоанализа для публикации. «Надеюсь, вы не возражаете», — написал Фрейд подростку.
Во время учебы в медицинской школе Франкл отличился еще больше. Он не только создал центры профилактики самоубийств для подростков — предшественник его работы в лагерях-но он также развивал свой выдающийся вклад в область клинической психологии: логотерапию, которая призвана помочь людям преодолеть депрессию и достичь благополучия, находя свой уникальный смысл в жизни. К 1941 году его теории получили международное внимание, и он работал главным неврологом в Венском госпитале Ротшильда, где он рисковал своей жизнью и карьерой, ставя ложные диагнозы психически больным пациентам, чтобы они не были, согласно нацистским приказам, усыплены.
Это был тот самый год, когда он должен был принять решение, решение, которое изменит его жизнь. С его карьерой на подъеме и угрозой нацистов, нависшей над ним, Франкл обратился за визой в Америку, которую он получил в 1941 году. К тому времени нацисты уже начали собирать евреев и забирать их в концентрационные лагеря, сосредоточившись в первую очередь на пожилых. Франкл знал, что скоро нацисты заберут его родителей. Он также знал, что, как только они это сделают, он должен быть там со своими родителями, чтобы помочь им пережить травму адаптации к лагерной жизни. С другой стороны, как новобрачный с визой в руке, он испытывал искушение уехать в Америку и укрыться в безопасности, где он мог бы еще больше отличиться в своей области.
Как рассказывает Анна С. Редсанд в своей биографии Франкла, он не знал, что делать, поэтому отправился в венский собор Святого Стефана, чтобы проветрить голову. Слушая органную музыку, он неоднократно спрашивал себя: «Должен ли я оставить своих родителей?… Должен ли я попрощаться и оставить их на произвол судьбы?» Где лежит его ответственность? Он искал «намека с небес».»
Вернувшись домой, он нашел его. На столе лежал кусок мрамора. Его отец объяснил, что это были обломки одной из близлежащих синагог, которые нацисты уничтожили. Мрамор содержал фрагмент одной из Десяти Заповедей — о почитании отца и матери. С этим Франкл решил остаться в Вене и отказаться от любых возможностей для безопасности и карьерного роста, ожидающих его в Соединенных Штатах. Он решил отказаться от своих индивидуальных занятий, чтобы служить своей семье, а позже и другим заключенным в лагерях.
Мудрость, которую Франкл извлек из своего опыта там, посреди невообразимых человеческих страданий, так же актуальна сейчас, как и тогда: «Быть человеком всегда указывает и направлено на что-то или кого-то, кроме себя-будь то смысл, который нужно исполнить, или другое человеческое существо, с которым нужно встретиться. Чем больше человек забывает себя, отдавая себя делу служения или другому человеку любви, тем более он человечен.»
Баумейстер и его коллеги согласились бы с тем, что стремление к смыслу-это то, что делает человека уникальным человеком. Отбросив в сторону свои эгоистические интересы, чтобы служить кому-то или чему-то большему, чем мы сами, посвятив свою жизнь «отдаче», а не «взятию», мы не только выражаем нашу фундаментальную человечность, но и признаем, что в хорошей жизни есть нечто большее, чем стремление к простому счастью.

Emily Esfahani Smith is a writer based in Washington, D.C. She is the author of «The Power of Meaning: Crafting a Life That Matters.»

Оригинал статьи (Англ.): https://www.theatlantic.com/